Понятие танцевальной аэробики, её виды и принципы.
Понятие танцевальной аэробики.
Аэробика танцевальной направленности – оздоровительная аэробика, аэробная часть занятий представляет собой танцевальные движения на основе базовых шагов. Со времен первых тренировочных комплексов от Джейн Фонды, видов танцевальной аэробики сегодня великое множество: джаз-аэробика, фанк-аэробика, рок–аэробика, латин-аэробика, хип-хоп-аэробика, брейк-аэробика и другие. В основе танцевальной аэробики лежат различные танцевальные направления. Каждую разновидность танцевальной аэробики характеризуют движения и музыка, соответствующие определённому стилю танца. Непременным условием и ярко выраженной чертой аэробики танцевальной направленности является использование соответствующей музыки. Танцевальная аэробика очень привлекательна и эмоциональна. (Е. Б. Мякиченко и М. П. Шестакова, 2006)
Танцевальная аэробика — основана на одноименных музыкальных и танцевальных стилях, логично и последовательно соединенных с элементами современной хореографии и эстрады, а также с упражнениями спортивного характера.
Из многочисленных танцевальных направлений самые популярные в аэробике – фанк и латино. Интересно, что на фанк и латино ходят не только женщины, но и мужчины, хотя у мужской части посетителей клубов аэробики куда популярнее программа – бокс кондишн – танцевальные упражнения с элементами бокса.
Сравнительно недавно появились новые танцевальные программы – балет данс (танцевальный урок с использованием элементов классической хореографии) и данс клаб мамбо (трехмесячный танцевальный курс в стиле мамбо). (А. Горчакова, 2001)
Танцевальная аэробика – это не только возможность улучшить свою физическую форму, но и научиться танцевать, двигаться раскрепощено, уверено. (Т. С. Лисицкая, 1994)
Принципы и виды танцевальной аэробики.
В танцевальной аэробике существуют свои принципы движений, а именно:
- полицентрика — движения, изначально исходящие из разных центров и осуществляемые таким образом, что разные части тела работают независимо друг от друга, часто с одинаковой скоростью и амплитудой;
- изоляция — движение, осуществляемое одной частью тела в одном суставе при неподвижном положении другой;
- мультипликация — одно движение, раскладывающееся на множество составляющих за одну ритмическую единицу;
- оппозиция — движение, намеренно нарушающее прямую линию с целью противопоставления одной части тела другой;
- противодвижение (вариант оппозиции) — движение одной части тела навстречу другой.
В одних уроках используется только один из перечисленных принципов, в других — два принципа и более.
В зависимости от превалирования тех или иных танцевальных элементов и соединений, можно выделить различные виды танцевальной аэробики:
- Джаз – аэробика.
Направление джаз – аэробики возникло только в 90-х гг. XXв., однако элементы джаза уже многие годы широко использовались в оздоровительной и ритмической гимнастике. (К. А. Шуляк, 2005)
Характерной особенностью джаз – аэробики является то, что, помимо традиционных средств, в ней широко используются элементы джазового танца, который развивался и распространялся одновременно с джазовой музыкой. Также как и музыка, джазовый танец – негритянского происхождения. Его создали американские негры, соединившие основные элементы африканских танцев с движениями европейского танца.
Исполнители джазовых танцев двигаются мягко. Создается впечатление, что все движения вытекают из абсолютно расслабленных положений. (Т. С. Лисицкая, 1994)
В уроке используются все принципы движений танцевальной аэробики: полицентрика, изоляция, мультипликация, противодвижение, оппозиция.
Сегодня существуют уроки классического джаза и афро-негритянского джаза (с включением элементов негритянских танцев).
- Фанк – аэробика.
Модные танцы определяют и новые направления в аэробике. Наиболее популярный вид танцевальной аэробики в наше время – фанк – аэробика. Фанк – одно из направлений джазового танца. Движения этого танца довольно сложные, но интересные. (Т. С. Лисицкая, 1994)
Фанк – аэробика представляет собой последовательное и непрерывное выполнение различных танцевальных движений умеренной интенсивности. Этот урок включает в себя элементы различных танцевальных культур: джаза, стрита, репа, хип – хопа. Специфику хореографии определяют стили, которые лежат в основе этого направления (джаза и африканский танец). Для этого вида занятий характерна свободная пластика рук, волнообразные движения корпусом, в результате чего значительная нагрузка ложиться на позвоночник. В уроке используются все принципы движений танцевальной аэробики: полицентрика, изоляция, мультипликация, противодвижение, оппозиция. (К. А. Шуляк, 2005)
- Рок – аэробика.
Рок — аэробика — подкупает, прежде всего, своей доступностью и относительной легкостью для новичка. Повороты прыжки и даже бег вот что лежит в основе этого направления.
Само название говорит о том, что здесь широко используются элементы танца рок-н-ролл и, конечно, упражнения выполняются под любимые уже не одним поколением молодежи мелодии.
Поначалу ро-н-ролл был танцем – монологом, затем его стали исполнять группой. В 50-х годах рок-н-ролл становиться танцем – диалогом двух партнеров – мужчины и женщины.
Рок-н-ролл не возник на пустом месте, у него были предшественники, это – буги-вуги, акробатический танец, джаз и были также соперники, как, например, твист.
Рок – аэробика с успехом заменит вам джоггинг (утренняя гимнастика), даст заряд бодрости и хорошего настроения. (Т. С. Лисицкая, 1994)
- Латина – аэробика.
Данное направление возникло как результат значительно возросшего интереса занимающихся к латиноамериканским танцам. И по сей день зажигательная характерная музыка и изящная пластика движений способствуют популяризации этих уроков во многих странах. С одной стороны, латина – аэробика обнаруживает некоторые общие черты с народными танцами (сальса, меренга, самба, мамбо и др.), из которых первоначально заимствовались многие движения, впоследствии адаптированные к урокам оздоровительной направленности, с другой стороны – имеет свои характерные особенности. Техника движений в латина – аэробике отличается от техники движений в соревновательных бальных танцах. В основном эти отличия сводятся к следующему: в соревновательных танцевальных композициях движения производятся на носках, коленные суставы выпрямлены, в то время как в аэробных уроках всегда осуществляется смягченная постановка ноги с носка на пятку. Кстати латина существует не так давно, основоположницей сумевшей адаптировать латинские танцы под аэробную тренировку была танцовщица Анита Моралис явившая миру это направление в танцевальной аэробике. (К. А. Шуляк, 2005)
- Хип – хоп – аэробика.
Это популярное танцевальное направление, движения заимствованы из уличных танцев. В уроке используются все основные принципы движений танцевальной аэробики: полицентрика, изоляция, мультипликация, противодвижение, оппозиция. Часто используются соединительные элементы (остановки, сбои ритма). В отличие от фанк-аэробики в хип-хопе отсутствуют волнообразные движения. Тренировки проводятся в режиме средней или высокой интенсивности. (К. А. Шуляк, 2005)
- Брейк – аэробика.
В основе брейк аэробики лежат элементы, характерные для брейк-данса.
Брейк-данс – это сплав танца, пантомимы, гимнастики, акробатики, элементов борьбы, бокса. Импровизация, сольные партии сочетаются с коллективными, согласованными движениями.
Брейк-данс был создан не в студиях или хореографических школах. Он возник задолго до того, как его стали рекламировать по телевидению.
В брейк-дансе наибольшее развитие получил принцип движений танцевальной аэробики: мультипликации.
В брейк – аэробике используются и элементы брейка в стиле «робот», они напоминают движения машин, роботов и в противоположность «буги-вуги» жестки и угловаты.
Для занятий брейк – аэробикой не нужно сложного оборудования, специализированных залов. Можно заниматься во дворе, на стадионе, в школьном спортивном зале или дома. Но вот осваивать акробатические элементы лучше под руководством тренера или учителя физкультуры, которые могут, во-первых, обеспечить страховку, во-вторых, объяснить технику выполнения того или иного элемента, в третьих, правильно показать (исполнить) его.
Пластика элементов брейк-данса непривычна и сложна. Не дни, а недели нужно потратить на освоение многих упражнений. (Т. С. Лисицкая, 1994)